Интервью с Мицуокой Томико (Международный директор WSKF, 7 Дан)
[ Кертин Том и Читэм Джон ]
Первая леди сётокан каратэдо
— Когда вы начали заниматься каратэ?
— 37 лет назад, мне тогда было 18; я работала в универмаге и заканчивала поздно ночью, поэтому решила заняться самообороной. В клуб дзюдо в районе Ивата женщин не принимали, но мой кузен Ясаюки Мицуока, инструктор каратэ в префектуре Сидзуока, выручил меня. Он представил меня своему учителю, сэнсэю Хирано, и объяснил ему, что я хочу. Сэнсэй Хирано был одним из основателей JKA и время от времени тренировался Гитином Фунакоси. Г-н Хирано взял меня под свое крыло, и отныне я всюду следовала за ним. Три года спустя еще одна женщина начала тренироваться вместе с ним. Я была первой и, думаю, мой поступок повлиял на решение других женщин присоединиться к занятиям. Тренировки были очень основательными и трудными, с бесчисленными повторениями. Каратэ преподавалось по методике сэнсэя Фунакоси. Первыми ката, которым сэнсэй Хирано обучал нас, были пять хэйанов, и только через несколько лет (3–4 года) он начнет преподавать нам бассай дай.
— Когда вы начали сдавать экзамены?
— Там, где я занималась, повышение квалификации ничего не значило; были лишь белый, коричневый и черный пояса. Тогда я ничего не знала системе аттестации на цветные пояса. Уровень занимающегося определялся его упорством и способностями. В 1970 году я сдала экзамен на сёдан (первый дан) сэнсэю Хирано. Это случилось уже после того, как сэнсэй Хирано начал преподавать мне сложные ката. Примерно в то же время я начала тренироваться с JKA и сэнсэем Канадзава.
— Почему вы приехали в Англию?
— Я приехала изучать английский язык и устроилась в Шеффилде помощницей по хозяйству. Конечно, я взяла с собой ги (форму для занятий) в надежде найти хороший клуб каратэ. Я нашла несколько клубов, однако, их уровень был недостаточно высок (вы должны понять, это было в 1972 году). Как-то я увидела объявление о наборе в группу под руководством Стивена Бэллами (впоследствии он стал моим мужем). В то время у Стивена был черный пояс, и я была настолько потрясена его манерой обучения, что решила присоединиться к клубу. Он представлял Великобританию на всестилевом чемпионате в Париже в 1972 наряду с такими известными каратистами Англии как Тэрри О'Нилл, Стив Каттл и Билли Хиггинс; в семидесятых они стали победителями многих турниров.
— Долго ли вы жили в Англии?
— Нет, я вышла замуж за Стивена Беллами, и в 1973 году мы уехали в Японию.
Он тренировался в додзё сэнсэя Хигаонна (стиль годзюрю), а я присоединилась к группе г-на Канадзава в токийском додзё JKA. Это была одна из лучших групп. Под его руководством я тренировалась шестнадцать лет и прошла экзамен на 2-й и 3-й даны в штаб-квартире JKA. С сэнсэем Канадзава я дошла до 5-го дана, но к тому времени мы были уже в SKI. Г-на Касуя также пригласили в SKI для преподавания «черным поясам».
— Принимали ли вы участие в соревнованиях?
— Да, четыре раза в составе женской команды я становилась чемпионкой мира в ката. В команде SKI — в Токио, Германии и Мексике, в команде WSKF — в Турции. В то время японские женские команды по ката были очень сильны; было довольно трудно поддерживать высокий стандарт, и мне это нравилось. Затем я перестала участвовать в соревнованиях и начала преподавать в Токио, повлияв на решение многих женщин присоединиться к занятиям каратэ. В результате 17 человек в моей группе получили черный пояс.
Всемирная федерация сётокан каратэдо (WSKF) под руководством сэнсэя Касуя была учреждена в июне 1990 года. Г-н Касуя пригласил меня тренироваться вместе с ним. Алистейр Митчелл образовал филиал WSKF в Великобритании, и в дальнейшем я помогала ему, приехав в город Слау (Англия) со Стивеном и нашими детьми в 1994 году.
— Трудно ли было основать додзё, вернувшись в Великобританию?
— Сначала к нам присоединились семь человек, но на следующей неделе только один пришел снова. Некоторое время только я, мой сын Джо и Роберт Брили тренировались по два раза в неделю в течение трех месяцев, пока школа не была зарегистрирована.
Теперь, когда сэнсэй Касуя посещает Великобританию, у меня есть возможность присоединяться к нему и Алистейру Митчеллу для совместных тренировок в додзё. Это также возможность моим личным ученикам получить бесценный опыт. Весной 1998 года мой кузен Ясаюки Мицуока приехал к нам из Японии и провел учебные занятия. Он отметил высокий уровень подготовки и дисциплины в додзё, и я восприняла это как большую похвалу, зная высокие требования, предъявляемые к обучению в Японии.
— Недавно вы получили 7-й дан...
— В 1990 году я с отличием сдала экзамен на 6-й дан и недавно почувствовала, что пришло время испытать себя экзаменом на 7-й дан. Я сдала экзамен в Токио в августе 2000 года, когда судила чемпионат мира WKSF в Будокане. Членами аттестационной комиссии были г-н Камиянаги (председатель WSKF, 9 дан), сэнсэй Касуя (главный инструктор WSKF, 8 дан) и несколько старших инструкторов; должна сказать, я испытала огромное облегчение, когда все закончилось, и я прошла экзамен.
— Что значит для вас будо?
— Я рассматриваю будо через занятия каратэ; оно напоминает Библию: я всегда могу вернуться и начать сначала, родиться снова после затвора, переродиться, начать с чистого листа. Благодаря каратэ можно прийти к самодисциплине: не лениться, не сдаваться. Следовать будо — значит быть скромным. Руководствуйтесь принципами будо. Дисциплина Будо для меня — это постоянно совершенствоваться в том, что я собираюсь делать, не сдаваться, попробовать найти другой путь, вернуться и начать заново. Когда вы делаете что-то для хорошей цели, сделайте это добросовестно, отдайте этому свои силы.
— Различается ли выполнение ката у мужчин и женщин?
— Я думаю, что нет. Конечно, ката в исполнении мужчины выглядит более сильным и динамичным, тогда как женское ката требуют мягкости и пластичности. И от мужчин, и от женщин требуется контроль дыхания, мощь, концентрация и гармония. Ката для меня — это очень важная дисциплина в каратэ. Оно должно исполняться гармонично. Я ищу гармонию в ката: своевременность, движение, мощь, стойки должны быть взаимосвязаны.
— Считаете ли вы сётокан сложным стилем для женщин?
— По моему мнению, сётокан более прямолинеен; другие стили больше применяют круговые техники.
— Насколько, по вашему мнению, важен бункай ката?
— Не думаю, что это так важно; в Японии мы не должны были знать бункай вплоть до 3-го дана. Во время занятий ваш инструктор не станет преподавать бункай. При выполнении ката я не думаю о бункае, а концентрируюсь на гармонии и красоте. Техника бункай может даваться в различных интерпретациях, зависящих от личного понимания движения ката инструктором; конечное положение зависит от применения любой конкретной техники во время исполнения ката. Я чувствую, что наиболее важна концентрация, практика, развитие индивидуальной техники кихон и дальнейшее совершенствование техники кумитэ. Возможно, именно поэтому занятия по бункай ката следует отложить до 3-го дана.
— Существуют ли техники в сётокан, к которым женщины должны приспосабливаться, и по какой причине это происходит?
— Когда я занимаюсь каратэ, я чувствую, что различия между мужчинами и женщинами малы — мы используем и применяем одни и те же техники. У нас могут быть различия в росте, весе, телосложении, но они могут существовать и у мужчин, и у женщин. Мы должны приспосабливаться для лучшего выполнения конкретной техники согласно нашим способностям. Однако, существуют и исключения; рассмотрим, например, усиро гэри: женщины не всегда столь же сильно выполняют этот удар, как мужчины. Я не могу смотреть, как они тратят на это часы тренировок, тогда как должны уделять больше внимания тай сабаки (уходам). Во время выполнения усиро гэри женщины должны развивать технику вращения, чтобы быть настолько быстрыми, насколько это возможно, и заменить недостаток силы преимуществом в скорости. Такие же различия можно найти в ката тинтэ и бассай дай.
— Так вы считаете, что в кумитэ женщины должны уделять больше внимания тай сабаки?
— Да, вообще, женщины более хрупкого телосложения по сравнению с мужчинами, и поэтому они должны делать больше уходов, а не блокировать, или же использовать уходы вместе с блоками. Однако, это применимо к обоим полам в зависимости от телосложения противника. Я имею опыт в кумитэ, когда мощный удар цуки или гэри блокируется синхронным уходом с работой бедер — небольшое, но точное движение дает преимущество. Повторюсь, что тайминг, своевременность является основой для применения тай сабаки. Если ваш противник сильнее, было бы очень рискованно блокировать его атаку, в то время как правильный уход вместе с соответствующим блоком может быть очень эффективным, давая возможность для контратаки с незащищенной для противника стороны.
— Какие ката сётокан особенно подходят для женщин?
— Тинтэ, нидзюсихо, мэйкио и ганкаку. В тинтэ есть медленные круговые и амплитудные блоки; эти плавные движения очень подходят для женщин. Все эти ката развивают контроль и быстроту. Напротив, в бассай дай и подобных ему есть множество взрывных движений, которые кажутся более приспособленными для мужчин. Однако, как я уже говорила, в этом не должно проявляться различие между мужчинами и женщинами; все зависит от нашей способности концентрироваться, быть внимательным и улучшать свою технику в любом выполняемом ката.
— Многие говорят, что каратэ бесполезно для женщины, если на нее нападет сильный мужчина. Что вы думаете по этому поводу?
— Человек, занимающийся каратэ, имеет гораздо больше шансов уйти от нападения, чем не занимающийся. Обычно, если на вас нападают, то нападают без предупреждения; женщина, занимающаяся каратэ, особенно после получения квалификации дан, будет иметь больший шанс вырваться из рук атакующего, убежать на достаточное расстояние и позвать на помощь. Тренировки каратэ укрепляют дух и дают предполагаемой жертве возможность избежать насилия. Лучше иметь возможность вырваться, избежать нападения и остаться в живых. Когда у меня был белый пояс, и я тренировалась около шести месяцев, я со мной произошел неприятный случай. Однажды вечером в префектуре Сидзуока, когда я возвращалась с работы домой, на меня напал молодой человек лет двадцати. Он выглядел как уличный бандит; когда он попытался схватить меня, я рефлекторно нанесла ему удар гьяку дзуки в живот. Вероятно, потрясение и удар в живот оказались настолько сильны, что у бандита сперло дыхание, и он не смог догнать меня. Я пришла домой невредимой!
— Не могли бы вы описать свои тренировки? Как они изменилось, когда вы стали старше?
— До получения 3-го дана я занималась по 3–4 раза в неделю; каждое занятие состояло из двух частей, продолжительность которых могла доходить до 3–4 часов. Это было в Японии, где 70 % занятия составляет кихон. Обычно это был индивидуальный кихон, иногда — с партнером. Со своими учениками я провожу занятия более или менее похожие на мои прежние. Я объясняю новому поколению, как мы имели обыкновение тренироваться. Этикет в додзё всегда был очень важен в Японии, а теперь и в Великобритании (везде, где занимаются каратэ); он имеет большое значение для всех студентов, от начинающих до старших. Я стараюсь тренироваться вместе со своими учениками, и служить для них примером. Однако иногда имеет смысл совершенствовать программу обучения, чтобы быть уверенным, что занимающиеся изучат хорошие техники. Во время обучения случается, что преподавание требует индивидуального подхода к ученику — коррекции стойки, положения и ритма. Это требует от инструктора отойти от привычной методики и руководствоваться индивидуальными возможностями занимающегося.
— Чего бы вы посоветовали занимающимся каратэ?
— Люди очень ленивы, поэтому установите определенное время и дни для тренировок, пока они не войдут в привычку подобно дыханию. Начинающий подобен листу белой бумаги, которая готова все впитать и запомнить. Вместо того чтобы быть все время загруженным, начните с чистого листа и будьте готовы заполнять себя во время каждого занятия. Когда у меня был 4 дан, я почувствовала кризис, но знала, что должна продолжить занятия, и через 3 года переступила через него и была очень довольна собой.
— Мицуока сэнсэй, спасибо за эксклюзивное интервью! Желаем вам успехов в будущем.